Этот ярчайший представитель музыкального авангарда 1950-1960-х гг. прожил долгую жизнь: родился в 1922 году и умер в 2001 году. Он был талантлив во многих областях науки и искусства. Профессиональный композитор и теоретик, в Париже он учился у Онеггера, Мийо, Мессиана. Ученик и сотрудник Ле Корбюзье, он прекрасно проявил себя в математике и архитектуре. Такое триединство привело Ксенакиса к идеям синтеза: он пытался сочетать музыкальную образность, абстрактно-логическое мышление математика и пространственные принципы архитектуры. Грек по происхождению, во время Второй Мировой войны он воевал в партизанском отряде и даже был приговорен к смертной казни, из-за чего был вынужден эмигрировать во Францию. Большинство созданных произведений имеют греческие названия.
Ксенакис принадлежит к числу композиторов – создателей собственной системы композиции. Его можно считать основоположником т.н. стохастической музыки, предполагавшей сочинений музыкальных мелодий с помощью точных математических расчетов. 2 фундаментальных теоретических исследования принадлежат Ксенакису – это «Формализованная музыка» и «Музыка. Архитектура».
Первым экспериментом по воплощению в жизнь идей математических структур стала оркестровая опера «Метастазис» (1953). В ней основой всей композиции явилось объемное глиссандирование струнных.
Архитектура как застывшая музыка – такая метафора стала основой для ведущего архитектурного проекта Ксенакиса. В 1957 году на Всемирной выставке в Брюсселе он создал павильон фирмы «Phillips».
Ксенакис уделял большое внимание принципам «пространственной музыки». Композитор подробно комментировал расположение инструментов, их перемещение во время исполнения и т.д. Все это вело к рождению принципиально нового понятия стереофонической драматургии сочинения. Этот принцип лег в основу симфонической пьесы «Терретектор» («Сооружение действием») (1966) для 88 музыкантов, которые, по задумке автора, должны были во время исполнения располагаться не на сцене и не в оркестровой яме, а прямо посреди публики. Пьеса начиналась одноголосно, но постепенно звучание разрасталось, достигая мультимногоголосия.
Продолжение сонорных и колористических экспериментов привело Ксенакиса к электронным композициям, среди которых весьма впечатляюща пьеса «Ориент-Оксидент». Такова же «Anaktoria» - пьеса 1969 года, очень напряженная, несмотря на непродолжительное звучание – всего 13 минут.