Рассматривая разновидности американского джаза, имеем в виду те новинки, которые только-только появились в США в конце XIX – первой половине ХХ вв. Развитие американского джаза происходило преимущественно как реакция на политические события – Гражданской войны Севера и Юга, Великого экономического кризиса 1929 г. и др. Итак, разновидности:
1. Классический джаз. Он развивался в нескольких территориальных центрах, в частности, в Чикаго, в Новом Орлеане и др. Первые увеселительные коллективы, игравшие музыку собственного сочинения в кафе и танцевальных залах, наконец-то приобрели собственный стиль и стали исполнителями в полном смысле слова. В основном первые джазовые музыканты – афроамериканцы и латиноамериканцы. Белые исполнители сформировали особое ответвление – т.н. диксиленд. Именно стиль «белых» бэндов и обозначался изначально термином «джаз», тогда как «черных» - рэгтайм.
2. Свинг. Он развивался в 1930-е гг. и отличался более ритмичным пониманием и расширением выразительных приемов, в основном за счет заимствования элементов исполнительской техники у европейцев. Свинг стал массовым феноменом благодаря развившейся моде на массовые танцы, в основном Â среди молодежи. Дюк Эллингтон и Бенни Гудмен начинали со свинга. Исполнительские коллективы увеличились, повысились требования к качеству ансамблевой игры.
3. Барокко-джаз, развивавшийся параллельно со свингом. Его отличительными чертами были «оджазирование» произведений композиторов эпохи барокко, в первую очередь И.С. Баха, включение их цитат в собственные композиции и т.п.
4. Модерн-джаз – относится к современному периоду, начиная с 1950-х гг. С одной стороны, для него характерны эксперименты с формой, использующей имитационную полифоническую технику, с другой – эксперименты, связанные с поиском нового звучания. Направления и стили модерн-джаза – би-боп, кул-джаз, прогрессив-джаз, латин-джаз, модальный джаз, афро-кубинский джаз и др. В модерн-джазе обрел высоту талант Д. Эллингтона. Также к ведущим представителям можно отнести Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, Гюнтера Шулера – основоположника т.н. «третьего течения» и др.
В целом, модерн-джаз олицетворял свободу творчества и самовыражения в музыке, в нем приветствовались смелые эксперименты и яркие сочетания. Одним из принципов модерн-джаза было отсутствие расовой дискриминации (несмотря на наличие таковой в социально-политической жизни): в нем могли найти себя и выразить как белые, так и «черные».