Выдающийся органист и дирижер, это был оригинальный композитор XXвека. Одновременно публицист и писатель, он создал целостную своеобразную звуковую систему, которую изложил в своем теоретическом труде под названием «Техника моего музыкального языка». Убежденный и восторженный католик, он всю жизнь стремился прославлять и пропагандировать католическую веру.
Оливье Мессиан родился в 1908 году в Авиньоне, в семье ученого-лингвиста и поэтессы. В возрасте 11 лет он поступил в консерваторию в Париже. После ее окончания Оливье стал органистом в церкви Святой Троицы в Париже и одновременно профессором в школе канторов.
Большинство его музыкальных произведений посвящено религиозной тематике, например, «Гимн святому причастию» (1932) для оркестра, «Рождество Господне» (1935) – 9 медитаций для органа, «Пречистые тела: 7 видений жизни воскресших» (1939) для органа. Композитор был далек от современных ему трагических событий в Европе, не обращал внимания на угрозу фашистской агрессии во Франции, пока ужасная реальность не коснулась его самого: во время Второй Мировой войны Мессиан был призван в армию и попал в плен. Находясь в лагере в Силезии, он сочинил одно из немногих произведений, далеких от религиозной тематики, - «Квартет на конец света», которое было исполнено там же, в лагере, в январе 1941 года.
После войны в творчестве Мессиана появились новые тематики. В 1945 году он увлекался древнеиндийской философией и симфонию «Турангалила», посвященную культу любви как источника жизни. C 1950-х годов в творчестве композитора появляется тема птиц: пьесы «Черный дрозд», «Пробуждение птиц», цикл из 13 пьес «Каталог птиц» для фортепиано.
Верный веяниям времени, Оливье Мессиан активно развивал идеи Скрябина и поэтому стремился сочетать звуки музыки со светоцветовыми эффектами. Эта идея нашла выражение в сочинении с двойной «цветозвуковой» партитурой «Хронохромии» (1960) для большого оркестра и пьесе «Цвета града Небесного» (1963). Последнее произведение Мессиана – опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).
В теории музыки Мессиан известен тем, что сформулировал теорию 7 т.н. ладов ограниченной транспозиции. Ему принадлежит авторство термина «полимодальность». Им стали называть исполнение с применением нескольких ладов одновременно. Если прослушать произведения Мессиана, то можно заметить, насколько часто встречаются параллельно наложенные или последовательно проведенные лады. Ладовые системы различных музыкальных культур он применял в своих произведениях: индийской и арабской, полинезийской и японской.
Видео:Â Оливье Мессиан "Вознесение"