2

Нарушение стандартов - лазерная арфа

Арфа была придумана еще в конце ХХ века. Ее создатель музыкант Жан-Мишель Жарр первым стал пользоваться ею во время своих концертов. Сейчас этот инструмент усовершенствовали, и он находит широкое распространение. Идея лазерной арфы заключается в том, чтобы взять лучи лазера, сформировать их в подобие обычной струнной арфы. Далее рука музыканта пересекает один из лучей, прерывая его. В этот момент сигнал от фотодатчика шлётся к контроллеру, где формируется звуковой сигнал требуемого вида с заданной длительностью, громкостью и частотой.

Современная лазерная арфа может быть как открытой, так и закрытой. Закрытые арфы подразумевают обязательное наличие рамы. Снизу рамы находятся лазеры (световые излучатели), а вверху расположены фотоприёмники. Если все лучи доходят до фотодатчика, инструмент не издает звуков. Если хоть один луч не попадает, тогда — издается соответствующий звук. Однако, открытая арфа несколько интереснее. Можно сказать, что открытая арфа – это лазер большой мощности, свет которого направлен в зеркало стандартного гальванометра, где лучи формируются так, как в арфе. Для того, чтобы улавливать свет, который отражается от руки при пересечении луча, около точки выхода лучей стоит фотосигнализатор. Но чтобы обработать такой сигнал необходимо также установить массу приспособлений, которые смогут фильтровать лишние сигналы. Это и боковая засветка, и отражение лучей от стен и потолка, и летающая пыль.

 Самая проблематичная задача заключается в понимании, какой именно из лучей был переван. Для этого есть достаточно распространенное и верное решение. Питающий лазер имеет частоту примерно 40 кГц. И один контроллер обеспечивает как гальваническую развертку, так обработку сигналов со светового датчика. С помощью фильтра, который находится сразу за фотодатчиком и настроен на нужную частоту отсекается всякая лишняя засветка. Контроллер однозначно улавливает, перекрытие какого луча сейчас произошло. Поэтому при выдаче звукового сигнала необходимой тональности не существует никаких затруднений.

Наиболее распространенным и простым звуковым выходом в лазерной арфе считается MIDI-выход. Его можно подключить прямо к катушке. MIDI-стандарт звука состоит всего из трех байтов. Один — это сервисный байт, который задает нужное действие, к примеру, такое как включить ноту. Другой помогает определить высоту звука. А последний необходим для скорости нарастания или убывания звука. Поэтому лазерная арфа имеет интересный вид и издает забавные звуковые эффекты.

 

Смотрите также: