2

Музыкальное произведение. Скерцо

alt

Скерцо это вид музыкального произведения, написанный в трёхдольном размере и сочетающий в своем исполнении ритмические и гармонические вариации с шутливым характером, напористостью и живостью темпа.

Периоды развития скерцо


Небольшие пьесы с шутливым содержанием (канцонетты) писались для исполнения одним или несколькими певцами уже в XVI—XVII веках. Подобные произведения встречаются у К. Монтеверди и А. Брунелли.

В начале XVIII века под словом «скерцо» понимались музыкальные мелодии для разных инструментов, созвучные стилистике каприччо с его сменяемостью эпизодов и настроений. Озорная пьеса-шутка представлялась своеобразной составной частью и инструментальной сюиты. Примеры подобных скерцо присутствует в композиции И. С. Баха (сюита для клавира в партите 3).

alt

А уже с XVIII столетия, произведение подобного рода становится непременной срединной частью многообразия сонат и симфоний, при этом одновременно развиваясь и в русле отдельного музыкального направления. Первенство в использовании понятия «скерцо» признано за Й. Гайдном («Русские квартеты»).

 Величайшими мастерами этого жанра являлись композиторы:

  • Ф. Шуберт,
  • Ф. Мендельсон,
  • А.П. Бородин, П.И. Чайковский в русской музыке,
  • Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев в советский период.

Основные особенности произведения

Эта веселая пьеса с быстрым темпом своим озорным и шаловливым характером задает музыкальным образам четкий ритмический рисунок, порой причудливый, простоватый, но с яркими и  запоминающимися слушателю акцентами. Скерцо это активность и стремительность движений, переходящие временами в танцевальность исполнения.

Скерцо воплощает собой не только шутливые образы, но и лирические, а порой даже драматические и зловещие. Различные проявления музыкального юмора под силу выразительности скерцо, использующего для передачи набор способов и приёмов. Здесь и подача обычных явлений и событий в необычном ракурсе; и шутливые переклички мотивов, перекидываемых из одного регистра в другой или от инструмента к инструменту.

Немало выдающихся композиторов создавали произведения в искрометном музыкальном жанре. Он встречается в работах Шумана, Брамса, Чайковского, Шопена, создававших мелодии для исполнения на фортепьяно. Пример того оркестровые скерцо Мендельсона («Сон в летнюю ночь»), П. Дюка («Ученик чародея»), М.П. Мусоргского, И.Ф. Стравинского («Фантастическое скерцо»). 

 

Смотрите также: