Марш — вид музыкального произведения, сопровождающий размеренные движения организованных групп людей, преимущественно в виде войск.
Марш, как своеобразный жанр музыки, не менее распространен, чем песенное или танцевальное искусство. Без марша не обходится ни один парад или воинский церемониал. Спортивные праздники или походы также сопровождаются маршем-песней, которые являются источником бодрого настроения.Ритм произведения обычно выделяется ясностью и простотой.
Виды маршей
Произведения подразделяются на типы:
- Строевой или походный. Написание марша характеризуется мажорностью и организующим ритмом.
- Встречный. Ему присущи торжественность и величавость мажорной мелодии. Исполняется в ходе церемоний официальных встреч.
- Концертный. Произведение приподнятого настроения и праздничной стилистики посвящается торжественной или патриотической теме.
- Похоронный. Мелодия суровости, скорби. Произведение разрабатывается в минорной стилистике, его движения напоминают встречный марш, но более замедленный.
Марш всегда являлся одним из ключевых элементов произведений военного характера. Главным назначением исполняемого военного марша всегда считалась синхронизация поступи воинских колонн.
Популярные марши
Значимо воздействие марша в качестве организующей музыкальной силы. Не зря в маршевом стиле, содержащем призыв к действию и единению под красными знаменами, были написаны многие произведения революционной поры - известные «Варшавянка», «Интернационал», «Марсельеза», «Мы — кузнецы», «Смело, товарищи, в ногу» и другие.
Знаменитая песня «Священная война» периода Великой Отечественной войны также написана в темпе сдержанно сурового, величавого и торжественного марша.
Марш периода Советской Армии поднимал дух армии, моральный настрой воинов. Четкий ритм произведения выравнивал солдатские шаги, как в походном, так и в парадном строю. Марш воплощает воинскую доблесть и мужество, нравственное начало. Этим отличаются композиции С. А. Чернецкого, А. В. Александрова, Н. П. Иванова-Радкевича.
Мелодия отличается высокой выразительностью и эмоциональностью, благодаря чему композиторы использовали марш в панорамных работах (симфониях, операх), чтобы усилить яркость образов, их героичность или трагичность. Марши встречаются в произведениях композиторов разных эпох - Л. Бетховена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.