Несомненно, в нашей стране как нигде, имеется множество свидетельств того, что еще с древних времен музыка прочно вошла в жизнь наших предков. Музыкальная культура России очень богата.
Одновременно в Древней Руси уживались народная музыкальная культура и церковная.
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. Но течение этих направлений было абсолютно разным. Освоение церковной музыки осуществлялось при помощи специальных школ, эта музыка «жила» в книгах. Народные же песнопения не записывали до 18 века вообще.
О музыке Древней Руси можно много узнать из летописей и даже икон с фресками. Из них мы узнаем, что в 12 веке на улицах и площадях городов выступали музыканты. Такие народные праздники как Масленица, день Ивана Купалы обязательно сопровождались музыкой. В основном это были скоморохи, играющие на бубнах, трубах и гуслях.
Торжественна, праздничная музыка звучала во дворах князей на церемониях. На пиршествах блюда меняли под инструментальную музыку. Считалось, что, если во время военных действий играть на трубах и барабанах, это непременно спугнет врага.
Гусли были в то время очень популярным музыкальным инструментом. Даже в известном «Слове о полку Игореве» рассказчик играет на гуслях. Отношение к ним было двоякое, поскольку церковь не особо поощряла этот вид инструмента. Исчезли скоморохи вместе с музыкальными инструментами в 17 веке.
Одна из более интересных страниц музыкальной культуры древнерусская церковная музыка. Это связано с богатыми в тот период средствами музыкальной выразительности. Это пение в унисон, богатая палитра звучания.
Источниками музыкальной культуры в тот период являлись византийская и новая музыкальная эстетика. Музыканты избегали эффектов и излишнего пафоса, чтобы не нарушить гармонию и глубину чувств музыкального произведения.
Творцы стремились к синтезу искусства, в том числе и музыки. Слова и их смысл ложились в основу песен. Созерцание икон соответствующие песнопения создавали нерушимое единство. В людях это способствовало развитию светлых мыслей и добрых намерений. Это было сердце музыкальной культуры Древней Руси.
Необходимо отметить, что русские, помимо христианства, из Византии приняли утонченное пение в храмах – осмогласие, а также знамена и крюки, при помощи которых можно записывать пение.
Что же касается хорового пения, в 17 веке существовали образцовые хоры, состоящие из дьяков. В это же время можно наблюдать появление индивидуального варианта песнопения, в зависимости от человека, местности или даже монастыря.