В древнем Египте музыкальное искусство за время своего развития достигло определенных высот. Цивилизация этой страны стала выдающейся вехой и оставила значимый след в человеческой истории в целом.
Истоки древних стилей
Музыкальные стили и направления данного региона в определенный период подвергались влиянию церковного мелоса христианского толка, в дальнейшем мусульманское владычество привело к широкому распространению арабских мелодий и напевов.
Древнейшими музыкальными направлениями являлись религиозные и культовые песнопения и различные молитвенные напевы. В сборниках произведений «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», на стенах усыпальниц древних властителей страны обнаружились тексты песен и гимнов.
Сюжеты многих народных музыкально-танцевальных действий черпали истоки в мифологии, где персонажами выступали всесильные божественные сущности (боги). Хоровое пение, шествия, танцы перемежались многочисленными театрализованными сценами драматического характера.
Развитие инструментальной музыки
В период, начавшийся со II тысячелетия до нашей эры, Египет характеризовался усилением роли светской государственной власти, оказавшей влияние на многие сферы деятельности. Не стало исключением в этом ряду и искусство, получившее дальнейшее развитие, в том числе музыка светской направленности. Главными жанрами такой музыки являлись песни-гимны, складываемые в честь властителей и правителей страны и народа.
При правящих дворах фараонов возникали музыкальные ансамбли исполнителей песен и музыкантов-инструменталистов. Исполнение мелодий на деревянной арфе, в том числе в ансамблевой обработке, получило довольно широкое распространение и достигло определенных высот признания. Значимая роль арфы и искусство импровизации на ней отражены в знаменитом древнеегипетском произведении «Песнь арфиста».
Кроме популярной дуговой арфы были широко распространены:
лютни,
флейтыпродольные,
двойные гобои.
Александрия была одним из признанных культурных центров всего античного мира, подарившим искусству музыки выдающихся теоретиков в лице Птоломея, Эвклида.
К началу нашей эры музыкальное искусство древних египтян постепенно утрачивало свой блеск и профессионализм, сдавало былые высокие позиции, однако еще некоторое время после македонского завоевания продолжало негласное соперничество с греческим искусством.