Минимализм и сонористика – это 2 ведущих направления в музыкальном авангарде ХХ века. Стремление к поиску путей и способов обновления музыкального языка выражалось чаще в конструктивистском подходе к музыке как акустическому явлению. Творческая составляющая, феномен «таланта» в условиях технического прогресса отодвигались на второй план. В рамках «экспериментальной» музыки изменениям подвергались технические приемы.
 Минимализм возник в США в 1950-60-х гг. Общая тенденция усложнения музыкального языка в послевоенном авангарде повлекла за собой незамедлительную реакцию: появились попытки его упрощения. Это музыка, которая создана минимумом средств, с крайне ограниченным исходным материалом. Минимализму присуща т.н. «репетитивная техника». Он основан на простейших элементах музыки – повторяющихся попевках, гаммообразных последованиях, отдельных интонациях или даже звуках. Представители минимализма, серьезно изучая индийскую культуру, взяли на вооружение ведущие композиционные принципы восточной музыки – медитативность и статику.
 Простота, или своего рода «добровольная бедность» минимализма имеет разные аспекты. Прикладная музыка Филиппа Гласса более декоративна. Рациональная композиция Шток-Хаузена «Моменты» мудренее и рациональнее. Своеобразную «авторскую» версию минимализма представляет собой творчество Арво Пярта. Его стиль, сформировавшийся к середине 1970-х гг., автор назвал латинским термином «tintinnabuli» - «колокольчики» и связывал его с влиянием григорианского хорала.
Сонористика как одно из направлений авангарда рассматривала музыку с точки зрения звуковой краски. Именно окраска звука – не просто выразительный, но и структурный, формообразующий фактор. Сонористика в чистом виде представлена в 2 сочинениях Кшиштофа Пендерецкого. Первое – «Трен памяти жертв Хиросимы», второе – «Флюоресценции». В них использованы максимально разнообразные и неожиданные приемы звукоизвлечения, что создает впечатление различных тембровых красок. Музыкальные шумы сочетаются с пассивной ритмикой и почти полным отсутствием мелодических линий. Тембр – главный фактор сонористической музыки, который создает по-настоящему сильное эмоциональное чувственно-физическое воздействие на слушателей. Кроме Пендерецкого, сонористике уделяли внимание такие композиторы современности, как Гурецкий, Шнитке и Губайдулина.