Настройка – дело серьезное и ответственное, сделать точную настройку может только мастер-профессионал. Самостоятельно дома можно сделать только подстройку и то это может сделать человек, имеющий тонкий музыкально развитый слух. Как минимум нужно уметь различать в пении фальшивые ноты. И естественно нужно иметь инструмент в виде ключа для настройки, купить его можно отдельно или с набором для настройщиков фортепиано в специальном магазине музыкальных инструментов.
Итак, начинаем разборку инструмента и снимаем крышку сверху для того, чтобы появился доступ к открытым клавишам, молоткам и колкам. Далее ищем расстроенные струны, нажимая поочередно клавиши и выискивая неправильные звуки. Желательно это делать самодельным ластиковым колком: брать сразу по 3 струны и поочередно отпуская, прислушиваться к общему звучанию. Необходимо внимательно вслушиваться, чтобы найти расстроенную струну, звук отлаженных струн чистый, не завывает и не «волнуется». На колок расстроенной струны плотно надевается ключ при нажатой клавише и совершается аккуратный поворот по часовой стрелке. Подкручивание идет «тонко», шаг за шагом, пока слышен звук. Как только звук затих, надо вновь нажимать клавишу, чтобы определиться в правильности поворота ключа и результате подстройки.
Подстраивание может охватить до 7 нот. Если подстроить необходимо больше, берут аккорды, простые мажорные. Поступаем следующим образом: берем первый попавшийся «до-ми-соль». Подстраиваем соль, так как ми и до подстраивали. Ластиковый клинок ставим так, чтобы заглушать обе струны, т.е. между ними. А не зажатую струну ключом настраиваем до ровного стройного звучания. Затем соблюдаем очередность и приступаем ко 2 струне, заглушив третью, и далее по тому же принципу подстраиваем третью. Колок прокручиваем витком не более чем на 1 минуту, по (против) часовой стрелки. Обязательно необходимо вслушиваться в общее цельное звучание трех струн, добиваясь унисона.
Уникальная работа
Работа уникальна и требует собранности и внимательности. Подстроив один аккорд, подключаем следующую ноту для связки с предыдущим аккордом. Захватываем все аккорды до верхнего регистра и заканчиваем нотой до во 2 октаве. Далее подстраиваем октавы.
Переходим к подстройке инструмента по октавам, начиная от самой низкой ноты «до» до самой высокой «ре».
К сожалению, без профессиональных навыков Вы вряд ли сможете попасть в камертон, но добиться сносного общего звучания инструмента вполне возможно и без мастера.
Пианино грешат еще одной бедой – западанием клавиш. Чтобы вычислить западание и причину, надо нажимать клавиши поочередно при открытой крышке, и при этом наблюдать за перемещением узлов механики. Если работа узлов нормальная, а клавиша все равно западает, то стоит посмотреть саму клавишу.