2

Интересное о саксофоне

Немногие задумывались, почему основное место такого уникального и в общем-то прогрессивного музыкального инструмента – в джазе и на эстраде. Другие музыкальные направления его осторожно обходят.

А начало такой истории с саксофоном, как с духовым инструментом, ведет на много столетий назад, когда только стали появляться первые так называемые  духовые. Самой простой конструкцией в этом плане явилась флейта – по типу полой трубки с расположенными в определенном порядке высверленными отверстиями. Они встречаются в археологических раскопках первобытных общин. 18 век ознаменовался появлением более сложных конструктивных решений – труб, тромбонов и гобоев.

Для поднятия боевого духа своих гвардейских полков русский царь Петр I впервые создал так называемые «оркестровые хоры» с участием таких инструментов, как флейты, тромбоны, гобои, валторны, трубы и литавры.  Было это на рубеже 17 и 18 века, чуть позже оркестры стали использовать только что появившиеся фаготы и кларнеты, именно эти музыкальные инструменты и составляли основу практически всех существовавших оркестров. А саксофон появился к самому окончанию 19 столетия благодаря Адольфу Саксу, чье имя и носит инструмент. Его прообразом является бас-кларнет, и саксофон постепенно входил в состав оркестров,  замещая собой кларнет. Но все-таки характерные особенности так и не позволили саксофону стать полноправным членом симфонического оркестра.

Почему же флейта и кларнет входят и участвуют в симфонических аранжировках, а саксофону там места не осталось? Холодный и блестящий тембр флейты очень органично прижился в музыкальных произведениях типа балета, симфонии, оперетты, народных мелодий, роке, течениях карибской и латино-американской музыки, и лишь изредка совместно с саксофонами биг-бенда – в джазе.

Техническая подвижность окраски тембра кларнета  позволяет ему исполнять музыку с оттенками от мрачно-трагических тонов до пронзительно-звенящих и потому активно  используется в тех же аранжировках наравне с флейтов. Маленький нюанс  – кларнет участвовал в  становлении нью-орлеанского джаза.

 К саксофону, упрощенной версии бас-кларнета, гораздо больше претензий ввиду того, что флейта и кларнет являются более технически сложными инструментами и прозрачно-высокого звучания саксофон дать не может. Поэтому его удел в лучшем случае – эстрадные оркестровые аранжировки и биг-бенды, где ему всегда даются роли наравне с флейтой и кларнетом, но ресторанно-закусочная отрасль – именно его царство, где он один распоряжается музыкой.

 

Смотрите также: