К классу гармоней причисляют духовые язычковые клавишные и пневматические инструменты с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. На левой клавиатуре аккомпанемент: нажатие одной кнопки дает звучание баса или всего аккорда. Правая клавиатура предназначена для игры самой мелодии.
Чем отличается гармонь от баяна или аккордеона: у гармоней могут быть свои определённые тональности (в мажорной гамме Ля, До, Ре, Фа), бывают минорные гаммы. Гармони, по крайней мере, большинство из ныне существующих, дают возможность извлечения звуков определенного диатонического звукоряда, реже небольшое количество хроматического звучания (общеизвестная «хромка»). У гармони меньше октав и диапазон звуков соответственно уменьшен. Ну и по габаритам, гармонь гораздо «скромнее» выглядит по сравнению с баяном или аккордеоном.
Насколько исторически считается правдой, но существует убеждение, что изобрели гармонь в 19 веке немцы. Русские историки приводят свою версию Франтишек Киршнек, мастер-органист из Чехии, разработал извлечение звуков с помощью металлических язычков, которые колебались воздушным потоком. Именно ему принадлежит устройство в виде гармони, которое он представил в начале 80-х годов 18 века ко двору Санкт-Петербурга.
Имеющиеся сегодня русские гармони подразделяются в зависимости от типа звукоизвлечения на 2 модели: это инструменты, растягивая и сжимая меха у которых, и с нажатием поочередно каждую кнопки получают одновысотные звуки. К таким гармоням относятся «хромка», «ливенка» и «русская венка». Второй тип гармоней отличается тем, что высота звуков меняется от направленности движения мехов. Это такие инструменты как «тальянка», «черепановская», тульская» и «вятка». Излюбленной моделью в наши дни является двухрядная «хромка», но производятся даже инструменты трех- и однорядные. К однорядным инструментам относятся гармони: «ливенка», «вятская», «тульская», «тальянка» (ее название сокращено от «итальянки»; клавиатура справа имеет от 12 до 15 кнопок, левая клавиатура располагает всего тремя). Эти три клавиши подобны прозрачному колокольчиковому звону. Тальянку особенно любят и ценят музыканты современного народа Татарстана.
Какие гармони существуют
Существуют также гармони: саратовская, ливенская, вятская, саратовская, елецкая, кирилловская, вологодская, черепашка, венская, бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка); кавказские (осетинская, грузинская, азербайджанская, татарская, марийская гармонь (марла-кармонь).