Этюд представляет собой инструментальную пьесу небольшую по размеру, применяемую для усовершенствования исполнительской техники, в основе которой многократное применение определенного сложного способа исполнения.
В каждом музыкальном учебном заведении музыкантам приходится играть далеко не по одному такому произведению в целях оттачивания технических приемов и исполнительского мастерства.
Становление жанра
Упоминания об этих пьесах встречаются, начиная с XVIII века. Наибольшей известностью в деле написания подобных произведений прославился композитор Карл Черни, создавший множество этюдов для фортепиано, объединенных в тематические сборники («Школа беглости для пальцев», «Школа для фуги»). Шопен своими трудами поставил жанр этюда на качественно иной уровень, придав произведениям определенную художественную изобразительность.
Многие композиторы отдали дань написанию этюдов:
- Роберт Шуман («Симфонические этюды»),
- Лист («Этюды мастерства»),
- Клод Дебюсси.
Прослеживается написание произведений применительно к разным инструментам, не ограничиваясь фортепиано. Созданы произведения:
- гитарного толка (Каркасси, Джулиани),
- мелодии для кларнета (Александр Штарк),
- пьесы для игры на скрипке (Анри Вьетан).
Изменения стилистики направления
Скрипичные каприсы Паганини послужили определяющим толчком в определении художественного этюда. Различные авторы в своем стиле преподносили данный жанр, создавая обработки для игры на фортепиано. «Симфонические этюды» Шумана созданы в виде нескольких вариаций на общую тему. В произведениях Листа отличающаяся масштабность плана сочетается одновременно с живописностью («Хоровод гномов», «Мазепа»).
Русские сочинители также внесли свой вклад в создание замечательных образцов. С. В. Рахманинов свое видение определенной техники исполнения сочетает с яркостью музыкального образа в работах «Этюды-картины».
Начало XX века характеризуется определенным изменением наполнения этюдов, начало которых теперь выступает во взаимосвязи с четкостью и энергией, а не с прежней широтой чувств и подъемом. Этим отличаются произведения С. С. Прокофьева (1909 г.).В последующие периоды работы не ограничивалось пьесами для отдельных инструментов. Были написаны произведения для составов, к примеру, произведение Б. А. Чайковского «Шесть этюдов для струнных инструментов и органа».