Сегодня самым популярным направлением, переживающим вторую молодость, стала этническая музыка народов мира. В разных местах земли были придуманы оригинальные способы извлечения звуков, которые постепенно трансформировались в народные инструменты.
Далее описаны некоторые из этих инструментов:
- ситар,
- диджериду,
- калимба,
- варган.
Ситар (Индия)
Индийский инструмент ситар служит образцом великолепного этнического образца. Инструмент напоминает вытянутую гитару с семью основными струнами и тринадцатью резонирующими струнами. Своеобразие инструмента заключено в том, что особенность размещения почти не используемых струн пассивно создает аккомпанемент основным струнам. Действие усиливается резонирующим медиатором, в результате чего звучание одного ситара может быть принято за отдаленную оркестровую игру.
Диджериду (Австралия)
Этот музыкальный инструмент непременный атрибут ритуальных действий австралийских аборигенов. Считается, что диджериду используют шаманы для вхождения в состояние ритуального транса. Это духовая трубка, изготовленная не человеческими руками. Сердцевина этих длинных (3 м) трубок из эвкалипта проедается термитами. Мундштук выполняется из пчелиного воска. Звучание инструмента получается причудливым, а каждый инструмент уникальным, ведь ходы термитов в деревьях не совпадают.
Калимба и варган (Африка)
Калимба - один из древнейших музыкальных инструментов Африки, распространенных в ритуалах и обрядах различных племен. После того, как в Африке появились музыкальные профессиональные группы, в композициях артистов черного континента стало прослушиваться звучание калимбы. Некоторые исполнители Европы и Америки для придания музыке особого тембра применяют этот инструмент.
Варган относится к язычковым самозвучащим инструментам, которые зажимаются зубами или губами. Затем выдуваемый из легких воздух извлекает звуки. Смена тембра осуществляется изменением напряжения мимических лицевых мышц. Традиционно варган делают из дерева, но и железные аналоги могут стать источником прекрасных мелодий.
Существует большое многообразие этнических инструментов, которые почти незнакомы слушателям, но небольшая часть задействована в современных произведениях. Ознакомление со звучанием, устройством и историей этих интересных инструментов расширяет кругозор слушателей.
История гитары
XYIII век характеризуется широким расцветом исполнительства на гитаре. В Испании гитара пользуется особенно пристальным вниманием, появляются инструментальные школы, выпускаются пособия, особенной известностью пользовался опус Моретти.