Среди знаковых джазовых инструментов первое место занимает, несомненно, саксофон. А среди выдающихся музыкантов-саксофонистов наиболее значимо для почитателей джазовых мелодий имя Джона Колтрейна. Колтрейн прослыл виртуозом высочайшего класса среди саксофонистов, вызывая своей игрой неподдельное восхищение поклонников джазового музыкального направления.
Этапы становления
Джон Колтрейн появился на свет в городке Хамлет в 1926 году. Он вырос в обеспеченной семье. Его отец был владельцем пошивочной мастерской, а дед со стороны матери являлся священником. Джон в двенадцатилетнем возрасте играл на саксофоне в оркестре церковного прихода.
Можно выделить периоды в деятельности музыканта:
- 1943 год – занятия в музыкальной школе.
- 1952 год – работа с саксофонистом Эрлом Бостиком.
- 1955 год –приглашение в оркестр Майлса Дэйвиса.
- 1958 год – работа с Монком.
- 1960 год – создание собственного ансамбля.
Далее немного подробнее о каждом периоде. После окончания школы с осени 1943 года он занимался в частной музыкальной школе, совмещая занятия и трудовую деятельность на заводе в Филадельфии. Колтрейн в начале 1952 года основательно изучает техникусаксофониста Эрла Бостика, от которого и перенимает изумительную по безупречности технику игры в верхнем регистре.
Колтрейн женился в 1955 году на Хуаните Граббс. По прошествии нескольких месяцев Джон получает приглашение в оркестр прославленного трубача Майлса Дэйвиса, пользовавшийся огромной популярностью в свое время. Этот период был определенно звездным часом исполнителя и композитора. Однако по причине участившихся эмоциональных срывов Джон в 1958 году переходит в оркестр Телониуса Монка. Монк и Колтрейн придерживались противоположных взглядов в отношении исполнения джазовой музыки и ее обработки. Колтрейн стремился к серьезному исполнению, а Монк не чурался шутливой импровизации. Сохранилось совсем немного записей того периода, в которых Колтрейн исполняет мелодии в настолько ужасающе стремительном темпе, что звуки сливаются и предстают одной сплошной линией.
Собственный стиль исполнения
Уже в 50-х годах исполнение Колтрейна стало своего рода экспериментом в джазе. Колтрейн придумал собственный индивидуальный стиль игры в джазе, отличающийся от любого другого. Колтрейн организует собственный ансамбль, созданный с ним сборник мелодий «My Favourite Things» 1961 года становится знаковой работой в истории джаза.
Колтрейн получает признание как один из ярчайших джазовых музыкантов в мире. Будучи незаурядной творческой личностью, Колтрейн постоянно терзался сомнениями, как в творческой жизни, так и в личной.