2

Чарльз Айвз

alt

Настоящая «американская трагедия» выдающегося американского композитора Чарльза Айвза состояла в том, что он раньше других опробовал многие новационные методы музыкального творчества и был при жизни не признан. Тяжело больной, он примерно с середины жизни перестал сочинять музыку и порвал всякие связи с обществом. Тогда как в действительности его новаторские идеи могли бы быть сопоставлены наравне с идеями, которые выдвигали Малер, Дебюсси, Скрябин.

Чарльз Айвз родился в провинциальном городке в США в 1874 году в семье дирижера военного оркестра, который постоянно стремился к чему-то новому. В условиях патриархальной обстановки – народной музыки, сельских праздников – талант Айвза развивался и крепчал. Отзвуки пуританских хоровых гимнов и псалмов, театра менестрелей, танцевальных ритмов джаза звучат во многих последующих сочинениях Айвза. Они стали настоящими тематическими признаками творчества композитора и были включены в произведения в виде целых цитат и отрывков.

Одним из первых Айвз уделял внимание природе звука, пытался ее раскрыть и переосмыслить. В результате подобных творческих исканий композитор пришел к открытию четвертитоновой системы, которая была совершенно неизвестна классической музыке. Вместе со статьей «Четвертитоновые впечатления» были сочинены 3 четвертитоновые пьесы для 2 фортепиано.alt

На формирование Айвза как музыканта оказали ведущее влияние 2 композитора: один – классик И.С. Бах, другой – С. Фостер – друг отца, который сам сочинял и исполнял популярные песни и баллады, тот, кого в наши времени назвали бы «бардом». С детства Айвз играл на ударных инструментах в военном оркестре своего отца, для которого написал и первые произведения. В возрасте 14 лет будущий композитор уже был церковным органистом в своем городке, из которого позже перебрался в Нью-Йорк с этой же специальностью. Постепенно он отошел от музыки, много лет служил в страховой компании клерком, постепенно стал вполне преуспевающим бизнесменом.

Музыка Айвза при его жизни была незаслуженно забыта. Единственный раз он был выдвинут на премию Пулицера и получил ее – в 1947 году за 3 Симфонию. В остальном же его творчество стало достоянием широкой общественности только после его смерти. Большинство замыслов Айвза были грандиозны по своим масштабам и одновременно глубоки по философской концепции, в чем сказались необычность воспитания – на гармоничном сочетании классической и современной музыки. Общую тенденцию творчества Айвза можно охарактеризовать как попытку осмыслить проблему «человек и мироздание».

 

Смотрите также: